Китайский рок
Из истории развития китайской музыки
Еще в I веке до н. э. в Китае было известно более 80 видов
национальных музыкальных инструментов. Постепенно формировались основные виды
традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка
местных опер и инструментальная музыка.
Лучшими образцами древней классической музыки стали пьеса для циня
(семиструнный щипковый инструмент) «Гуанлинсань», «Сюита из 18 частей для
флейты хуцзя», пьеса для пипа (четырехструнная лютня) «Круговая засада», пьеса
для духовых и струнных инструментов «Лунный свет и цветы на весенней реке» и
др.
В 1919 году в китайскую
музыку начали проникать европейские элементы. В 30 — 40 гг. китайские музыканты пишут
народные произведения, например, сочиненное
композитором Не Эром «Марш
добровольцев» на слова Тянь Ханя сейчас является государственным гимном Китайской
Народной Республики.
Появление оперы
«Седая девушка» открыло новую эпоху в творчестве и развитии китайской оперы.
Дальнейшее развитие искусства связано с появлением огромного
количества профессиональных музыкальных коллективов, появлением различных
музыкальных конкурсов.
Регулярно проводились фестивали «Шанхайская весна», «Фестиваль музыки и цветов
г. Гуанчжоу», «Пекинский фестиваль хоровой музыки», «Неделя музыки
Северо-Востока Китая», «Неделя музыки Северного Китая», «Неделя музыки
Северо-Запада Китая», «Музыкальный фестиваль города весны» (г. Куньмин), и
другие.
Поскольку для китайцев очень важна гармония,
правильность и равновесие.
Существовала даже красивая легенда о музыке подробнее...
Современная китайская музыка

Цуй Цзянь считается «отцом» китайского рока.
Китайский рок – это смесь традиционных китайских инструментов с драйвом
современных. Как и во многих странах, рок пришел с Запада.
Дополнительное влияние оказал еще в начале 20
века - джаз, блюз.
Прорывом стало в 80-е появление металла (рок) Ozzy Osbourne,
Rage Against the Machine и т. д.
Его популярность все больше росла на материке,
и играло важную роль во время протестов Tiananmen 1989г. и борьбе с политикой
правительства относительно цензуры, продаж и записи дисков.
На радиостанциях,
контролируемых государством, рок музыкантов мало любили.
Северо-западный ветер (1980-е годы)
Китайский рок имеет истоки в xibeifeng (северо-западный ветер), который
появился в поп-музыке материкового Китая. Новый стиль был вызван 2 песнями
"Xintianyou" и "I Have Nothing". . Это было
объединение быстрого западного ритма,
агрессивной линией баса и сильными ударными.
В отличие от мягкого кантопопа (поп музыка на кантонском
наречии) эти песни прозвучали как гром. Многие песни стиля "северо-западный
ветер" были идеалистичны, резко политическими, пародиями на революционные
коммунистические песни, как например, "Nanniwan" и "The
Internationale". Они отразили недовольство молодежи существующей ситуацией
в стране, а заодно и растущее влияние западногых идей индивидуализма,
эгоцентризма.
Тюремные
песни (1988—1989 гг.)
"Тюремные песни" стали популярны в 1988 и начале 1989, параллельно со
стилем "северо-западный ветер".
Эта странная причуда появилась благодаря
Chi Zhiqiang, кто написал стихи о проведенном им в тюрьме времени и соединил их
с народными песнями все того же региона. Но в отличие от предыдущего стиля, тюремные
песни были медленными, слезливыми, брали отрицательные примеры в качестве
образца и часто использовали вульгаризмы, выражая цинизм и отчаяние.
Их
нон-конформистские ценности видны в песнях "Мать очень бестолкова" и
"Ни капли масла на тарелке".
Рождение
китайского рока (1984)
Место рождения китайского рока было в Пекине, так как
столица была больше всех политизирована и подвержена иностранному влиянию.
Большинство в 80е годы выступало в маленьких барах и отелях. Музыка была
исключительно среди университетской молодежи и богемы.
В конце 1989 и начале 1990 китайский рок стал мэнстримом,
объединив тюремные песни и стиль "северо-западный ветер".
Весной 1989, песня "I Have Nothing" де-факто стала гимном
студенческого протеста на площади Tiananmen.
Кроме того, в мае и июле того же
года, выступили 3 известные китайские рок группы: Breathing (Huxi), Cobra, и
Zang Tianshuo. Первые рок группы включали "Infallible" (Budaoweng),
созданная Zang Tianshuo и Tang Dynasty (Tang Chao), вокалистом и ртм гитаристом
Ding Wu, и возможно самые известные: "Black Panther" (Hei Bao), и
изначально лидер китайской альтернативной музыки Dou Wei.
Расцвет китайского рока (1990—1993 гг.)
После Tiananmen демонстраций, рок стал неотъемлемой частью
городской молодежной культуры. Его уход от маргинальности произошел 17 и 18
Февраля 1990 года, когда состоялся самый долгий концерт в самом большом
концертном зале Пекина.
На нем выступили 6 рок групп, среди них группа Cui Jian
- Ado и Tang Dynasty. Критерием отбора стала "оригинальность и
новизна".
Китайский рок достиг пика творческого потенциала и
популярности между 1990 и 1993. Появились сотни рок групп, многие выступали
постоянно. Но так как государство по-прежнему вычеркивало их из мероприятий и
не показывало по центральным каналам, большинство выступлений проходило на
андеграундных вечеринках.
Большинство рок музыкантов этого периода характеризуют: длинные волосы, черные кожаные куртки, джинсы,
серебряные металлические узоры, и беззаботность хиппи. Рок оказал огромное
влияние на интеллектуальный слой населения.
Но вместе с постепенным уходом от
северо-западных корней, появилось чувство ностальгии и понимание как далеко
ушел современный Китай от традиционной сельской культуры.
Закат китайского рока (1994)
С 1994 года, китайский рок в очередном упадке. Это только
частично связано с неменяющимся отношением правительства и запретом на рок
музыку. Наметился общий спад интереса к
политизированным песням и книгам.
Людей стала больше интересовать рыночная
экономика, повышение уровня жизни. Можно отметить, что к 2005 году, эта
тенденция только усилилась, экономика Китая бурно развивается, и население
больше заинтересовано в экономических реформах, чем в политических.
Возрождение китайского рока (2000 г. — наши дни)
В 2000—2004 на рок-сцене появились пост-панк и экстрим-метал, определённую
популярность также приобрели Visual kei и готик-рок.
В 2004—2005 гг. группа «Beijing’s Joyside» провела свой первый
концертный тур по городам Китая. В поездке их сопровождал американский режиссёр
Кевин Фриц, проводивший съёмки своего фильма «Wasted Orient».
Сегодня, рок музыка встречается только в самом центре Пекина
и имеет ограниченное влияние в обществе. Развитие китайского рока отличалось от
западного, он так и не стал мэйнстримом. И его маргинальность скорее указывает
на фундаментальные культурные, политические и социальные различия между Западом
и Китаем.
Пекинская музыкальная школа «Миди» и музыкальный
фестиваль «Миди»
Другим
важным шагом в развитии китайского рока стала Пекинская музыкальная школа
«Миди».
Будучи основана в 1993 году Чжан Фанем, она стала первым учебным
заведением в Китае, предлагающим программы обучения для исполнителей джаза и рок-музыки.
Фестиваль
современной музыки «Миди», впервые проведённый в 1999 году, первоначально
ограничивался рамками школы, но со временем развился в крупнейший рок-фестиваль
Китая. Фестиваль проводится ежегодно, собирая до 80 тыс. зрителей и более 100
исполнителей.
Китайские рок группы
1989 «阿修羅» (а сю ло, кит. «Асура») «轮回» (луньхуэй, кит. «Опять») «AK-47» «Anodized» «Baboo» «Black Box» «黑豹» (хэй бао, кит. «Чёрная пантера») «腦濁» (нао чжо, кит. «Сбой мозга») «Carsick Cars» «Cavesluts» «CLIMAX» «眼镜蛇» (яньцзиншэ, кит. «Кобра») «冷血动物» (лэнсюэ дунъу, кит. «Холоднокровные») «冷酷仙境» (лэнку сяньцзин, кит. «Холодная сказочная страна») «子曰» (цзыюэ, кит. «Конфуций говорит…») «Dzap Dau Dau» «秋天的虫子» (цютянь дэ чунцзы, кит. «Осенние насекомые») «花儿乐队» (хуа юэдуй, кит. «Цветы») «青蛙乐队» (цинва юэдуй, кит. «Лягушки») «鲍家街43号» (баоцзя цзе 43 хао, кит. «Улица Баоцзя, 43») «简迷离» (цзяньмили, Gemini) «挂在盒子上» (гуа цзай хэцзы шан, кит. «Держаться за ящик») «幸福大街» (синфу дайцзе, кит. «Счастливая авеню») «…Huh!?» «胡同拳头» (хутун цюаньтоу, кит. «Кулак Хутуна») «无限音» (у сянь инь, кит. «Бесконечный звук») «Joyside» «交工樂隊» (цзяо гун юэдуй, кит. «Группа трудового обмена»)
| «左右» (цзо ю, кит. «Лево и Право») «木马» («MUMA») «超载» (чаоцзай, кит. «Перегрузка») «与非门» (юйфэймэнь, «NAND») «新裤子» «» (синь куцзы, кит. «Новые брюки») «盘古» («Pangu», иногда также — PunkGod) «Ping Pung» «PK14» «Proximity Butterfly» «后海大鲨鱼» (кит. «Королевская акула») «反光镜» (фаньгуанцзин, кит. «Рефлектор») «废墟» (фэйсюй, кит. «Руины») «二手玫瑰» (эршоу мэйгуй, кит. «Роза секонд-хенда») «病蛹» (бинъюн, кит. «Больные личинки») «银色灰尘» (иньсэ хуэйчэнь, кит. «Серебряный пепел») «清醒» (цинсин, кит. «Трезвые») «窒息» (чжи си, кит. «Удушье») «春秋» (чунь цю, кит. «Весна и осень») «超级市场» (чаоцзи шичан, кит. «Супермаркет») «唐朝» (тан чао, кит. «Династия Тан») «麦田守望者» (майтянь шоуванчжэ, кит. «Над пропастью во ржи») «Total Maverick Decadence» (TMD) «战斧» (чжаньфу, кит. «Томагавк») «扭曲的机器» (нюцюй дэ цзици, кит. «Скрученная машина») «什么» (шэньмэ, кит. «Что?») «野孩子» (е хайцзы, кит. «Дикие дети») «木推瓜» (му туй гуа, кит. «Деревянная папайя») «妖» («Яо») «夜叉» (еча, «Якша») «Zen» «葬尸湖» (цзан ши ху, «Zuriaake»)
|