Китайский феномен
Интервью: Дина Дубровская
Сегодняшний Китай считают главной мировой сенсацией начала третьего тысячелетия. В будущем
году исполнится 60 лет победе социалистической революции в КНР.
Из них последние тридцать прошли под эгидой перехода к рынку. Это позволило стране сделать
впечатляющий рывок в экономике - все заговорили о китайском чуде. Но существует ли оно на
самом деле? С каким выражением древняя китайская цивилизация взирает на Запад? Как переживает
Поднебесная традиционно нелюбимую ею "эпоху перемен"? На эти темы рассуждает китаевед
Олег Непомнин, доктор наук, профессор Центра политологии и антропологии современного
Востока РГГУ и заведующий Сектором цивилизационных и региональных проблем Института
востоковедения РАН.
В чем особенность Китая, творящего сегодняшнее "китайское чудо": в национальном характере,
традициях или в чем-то еще?
Деление Запад-Восток существовало уже в глубокой древности и сохраняется до сих пор, даже
в нашем глобализирующемся мире. На Западе общество выше власти. На Востоке власть выше
народа. Западная модель - прежде всего человек, индивид. Восточная - коллектив, а не личность.
Античность, западная модель изначально были аномалией - ведь остальной мир, от фараоновского
Египта до Древнего Китая, был Востоком. С этой аномалии и началось противостояние двух
цивилизаций. История распорядилась, чтобы аномалия, доказав свое преимущество, стала нормой.
И теперь Запад откусывает от восточного гиганта кусок за куском, превращая азиатскую
деспотию в общество.
И как концепция "Запад-Восток" работает сегодня в Китае?
Простейший пример - Тайвань. Был отсталый дикий островок, а стал примером триумфа рыночной
экономики. Частная собственность, верховенство общества над властью, двухпартийная
система, высочайший уровень благосостояния. Среднедушевое потребление у тайваньцев в 12-15
раз выше, чем у китайцев на материке. Между тайваньским крестьянином и техасским фермером
нет никаких различий кроме культурных и религиозных.
Получается, что национальный характер один, а стран - две?
Скорее, это две модели, и они разделены проливом: Запад есть Запад (Тайвань), Восток есть
Восток (Китай) - все по Киплингу.
Просто деспотия на материке поняла: надо входить в рынок, иначе коллапс, крестьянская война.
Но все равно, частную собственность китайское руководство допустить не может и не хочет.
Китайские крестьяне ведь не собственники земли, а условные владельцы. Надел им дается
при условии выплаты налогов и выполнения повинностей, его могут в любой момент отнять,
не объясняя причин.
Это вам не частная собственность западного образца, которую можно отобрать только через
суд. В Китае так обстоят дела с любым производством. В стране, где нет верховенства
частной собственности и закона, где правит коммунистическая бюрократия, господствующий класс -
партия. В конфуцианской стране бюрократия - это огромная армия чиновничества. И оно вечно,
независимо от того, ходит ли чиновник в маоцзэдуновском френче или в современном пиджаке от
Cerruti.
Тогда как быть с "китайским чудом"? Получается, это - всего лишь западный газетный штамп,
придуманный теми, кто хочет видеть в спящем драконе понятного партнера?
Чудом нынешнее состояние страны можно назвать только в сравнении с маоистским Китаем.
В КНР фантастический потенциал безработных, лишних людей, которым в буквальном смысле
нечего есть. Так вот, этой массе дали возможность зарабатывать. Символ современного Китая -
не спутники, не небоскребы и даже не Олимпиада, а тапочки, которые разошлись
по всему миру. Да и единого Китая не существует. В мире есть три Китая - "красный"
материковый, Тайвань и хуацяо, то есть китайцы, живущие в других странах. Даже материковый
Китай не однороден: есть государственный и частный секторы, капиталистические анклавы и
безграничная сельская периферия.
И как распределена в материковом Китае собственность?
В госсекторе - военные заводы и снабжение, обучение, институты, основное производство,
даже нанотехнология. Железные дороги, пароходства, почта, связь, телевидение, транспорт,
добывающая промышленность - все это казна. Конечно, инвестиции приветствуются, даже
иностранные, но государство из экономики не ушло. Другое дело, что оно допустило туда
частника и стрижет его: обрастай, мол овца шерстью, до той степени, пока это не
представляет опасности для политической власти. С точки зрения ортодоксального
марксизма - это очередной НЭП.
То есть китайцы сейчас достаточно сыты, чтобы не надевать желтые повязки восстания?
Половина китайских крестьян получает доход один доллар в день. Вы можете прожить на
30 рублей в день? А треть китайской деревни живет на полдоллара в день, то есть на 15 рублей.
Я не говорю о "Золотом побережье", развитом в промышленном, сельскохозяйственном и
транспортном отношении. Но это - другая планета.
Все статистические китайские показатели, которыми так восхищается остальной мир, создаются
там. И если снять это "золотое ожерелье" с четырьмя-пятью бриллиантами, останется лишь
голодный глиняный колосс. Массового голода и вымирания нет, но есть печальная
закономерность: год наводнение, года засуха. На северо-западе страны периодически возникают
зоны голода, туда гонят армейские грузовики с низкосортным зерном - и голод гасят. И пока
это китайским властям удается.
А "Золотое побережье" повернуто лицом не к китайской глубинке, а через океан к другому
Востоку - Японии, Южной Корее, Тайваню, Сингапуру, Малазии, к Америке, Гавайам - там много
китайцев. Их взгляд устремлен на Чайна-тауны США, Канады, Латинской Америки. Существует
невидимая китайская стена между "Золотым побережьем" и нищей глубинкой. Вокруг крупных
городов люди живут неплохо, поставляя продукты на их рынки. Туда же едут за лучшей долей
из неблагополучных северо-западных провинций, хотя рабочие места рассчитаны лишь на местных.
А как складываются отношения Китая с Россией? Есть ли там российский капитал?
Наш бизнес в Китае небольшой, так, по мелочи. Там живут несколько десятков тысяч русских -
в Шанхае, Гуанчжоу, Пекине. Инженеры, техники, программисты, преподаватели, консультанты
приехали с семьями и, надо сказать неплохо устроились. С идеей "заработаем-вернемся".
В Харбине уже полгорода русских. И китайцы россиян из этой "Москвы" Дальнего Востока не
только не выгоняют, но и очень лояльно ведут себя по отношению к ним. А те - работают,
учатся. Даже в Гонконге наши оседают.
Насколько активно вестернизируется образ жизни китайцев?
Создается средний класс на "Золотом побережье", то, что мы называем китайской буржуазией.
Китайская интеллигенция - японизированная, американизированная, тайванизированная, смотрит
западные передачи, слушает радио, бродит по Интернету... То есть вестернизация там идет
полным ходом: вот уже более десяти лет Китай открыт внешнему миру по-настоящему, не
формально. Но речь здесь идет прежде всего о побережье и анклавах - а это лишь часть
населения. В глубине души все китайцы по-прежнему остаются ханьцами, это неистрибимо.
Они и теперь убеждены, что китайская культура - высочайшая в мире, и делают все, чтобы,
вестернизируясь, сохранить себя.
Но нельзя не заметить и массированной экспансии всего китайского в остальной мир...
Конечно, "китаизация" затрагивает не только фастфуд. Рамки старых цивилизаций становятся
прозрачными, происходит взаимное обогащение. Не только Китай принимает западные веяния, но и
Запад - китайское. Однако здесь надо сделать уточнение. Формально можно все копировать до
бесконечности, но в гены это не проникнет, не станет вторым "я".
Вот синтез - другое дело. Приведу лишь два примера. В Пекине на территории бывшего военного
завода, построенного в 1950-х при содействии советских специалистов, в 2002 году
открылся западного образца многофункциональный культурный центр с галереями, книжными
магазинами и кафе. А на Западе, если говорить о массовой культуре, можно вспомнить
популярный жанр китайского кинобоевика. Его апостолом является знаменитый гонконгский
режиссер Джон Ву, чьи фильмы "Рука смерти", "Без лица" и "Трудная мишень" смотрели все.
Сейчас много говорят об угрозе китайской экспансии на российский Дальний Восток. Она реально
существует?
Все зависит от того, будет ли в Китае очередной политический или экономический коллапс,
вытолкнет ли он китайцев или нет. Ведь чего проще - переплыть речку и расселиться,
российским пограничникам такую массу не удержать. В Хабаровске, Владивостоке, в других
городах есть Чайна-тауны, много китайских гастарбайтеров, арендаторов, отходников. Но
большинство из них возвращается в родные пенаты. Дело в том, что у китайцев очень сильная
привязанность к родине: они считают, что умирать надо дома, поэтому приезжают к нам
только на заработки.
Но Китай потихоньку начинает вползать в кризис, ситуация может измениться. И тогда
желающих переплыть речку будет больше. С одной стороны, огромные пустующие пространства
Сибири и Дальнего Востока, с другой - трудолюбивый китайский народ, у которого в руках
все цветет и колосится. Хотя за ними глаз да глаз нужен. Вот, например, в Читинской области
они лес вырубили, оставив пеньки: просто в договоре с местными властями не было оговорено,
что их тоже надо выкорчевывать. Дерево китайцам нужно на куайцзы - палочки для еды. Лесов
в самом Китае так мало, что не хватает даже на спички.
А вообще китайцы на чужбине, если их не обижать, как правило, ведут себя очень прилично. Они
законопослушные, мирные, трудолюбивые, просто идеальные подданные. Проблема
возникает не тогда, когда они уже где-то живут, а тогда, как они направляются к новому месту.
А так, китайцы всегда готовы работать на благо той территории, где находятся: и землю
вспашут, и торговать будут, и налоги исправно платить. Конечно, есть и такие, которые
пожульничать не прочь. А у нас их, что - нету?
National Geographic, май 2008